В сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, забвение культуры собственной. Бережно ее сохранять могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к вепсам.
Вепсы, или "весь", принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них как о самостоятельном народе vasina упоминает в VI в. н. э. готский хронист Иордан.
К концу 1 тысячелетия нашей эры предки вепсов из Восточной Прибалтики продвигаются на юго-восток по рекам Ояти, Свири и Паше. К этому времени племя становится одним из самых могущественных в регионе.
Заметную роль играет "весь" в военной политике древнерусского государства. В тот период начинает складываться уникальный комплекс материальной и духовной культуры вепсов. В русских летописях "весь" упоминается в связи с событиями 859 и 862 годов, временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г. н.э.) в "Повести временных лет" встречается одно из последних упоминаний этнонима "весь".
Вместе с варягами, чудью, словенами, мерью и кривичами весь принимала участие в походе князя Олега, покорившего Смоленск и Любеч и занявшего киевский престол.
В дальнейшем "весь" упоминается под собирательным названием "чудь", очевидно, потому, что русские летописцы избегали путаницы со славянским словом "весь" - "село".
В XI в. о веси сообщает Адам Бременский в "Дееписании гамбургских епископов", а в 1220 году - Саксон Грамматик в "Датской истории".
С XII в. история вепсов прочно связана сначала с Новгородом, а затем с Русским централизованным государством, что сыграло решающую роль в этнокультурном развитии вепсской народности.
В восточном Обонежье и Заволочье вепсы были ассимилированы славянами, но население Межозерья и юго-западного Прионежья сумело сохранить свой язык, материальную и духовную культуру.
К концу XV в. вепсы начинают осваивать юго-западное побережье Онежского озера.
Вепсские поселения Шокша и Шелтозеро впервые упоминаются в Писцовой книге новгородского архиепископа Феодосия (1453 г.).
С конца XVIII в. на жизнь прионежских вепсов влияет развитие казенной металлургической промышленности в Карелии. Почтовый тракт Петрозаводск-Петербург, проживание вепсов на берегу Онежского озера, входящего в Мариинскую водную систему, способствовало развитию культурных связей с центром.
В XIX в. у прионежских вепсов распространяются отхожие промыслы. Мужчины уходят на заработки в Эстляндию, Лифляндию, Финляндию, по найму выполняют сельскохозяйственные работы, плотничают, кладут печи. Но особенно славились вепсские каменотесы.
Летопись Шелтозерско-Бережного прихода за 1876 год отмечает, что жители "преимущественно занимаются и снискивают для себя пропитание занятием каменотесным и ходят в Петербург, Кронштадт, на Шведские острова, где теснут камень, полируют, работают при крепостях, доках, на заводах и фабриках".
С середины XIX века начинает разрабатываться месторождение знаменитого "шокшинского порфира". Во владениях Брусненского монастыря добывается "синий камень" - песчаник для изготовления жерновов, точил, тротуарных плит. Брусненское месторождение долгое время называют "золотой горкой". А для продажи изделий из шокшинского малинового кварцита в Петербурге открывается специальный магазин.
Вепсский язык подразделяется на три диалектико-территориальные группы: северных вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленинградской и Вологодской областей. В настоящее время численность этой народности катастрофически упала, вепсов осталось всего восемь тысяч. Расселены они между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Не имея единой административной и компактной этнической территории, вепсы живут чересполосно с русским населением.